Продвижение экологических проектов. Программа С.Н. Николаевой "Юный эколог" раздел “Живительная водица”
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
- широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 - элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 - познание собственно экологических законов природы - жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
Экологические знания - не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Цель программы “Юный эколог ” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.
Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Задачи программы:
– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Учебно-тематический план
Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | Практических | |||
1 | Введение в экологию | 2 | 1 | 1 |
2 | Красота осенней природы | 4 | 2 | 2 |
3 | Изучаем родной край | 8 | 4 | 4 |
4 | Здравствуй, зимушка-зима! | 11 | 6 | 5 |
5 | Птицы – наши друзья. | 3 | 1 | 2 |
6 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 |
7 | Весенняя сказка. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 33 | 9 | 23 |
Тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема мероприятия | Дата |
Вводное занятие. Составление списков. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Распределение поручений. | ||
Экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Экологическая операция “Сделаем берег реки чище!” | ||
Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов | ||
Выпуск стенгазеты “Календарь природы. Осенние зарисовки” | ||
Составление осеннего букета | ||
Праздничная программа “Золотая осень” | ||
Заочное путешествие “Животные родного края” | ||
Коллективная работа. Изготовление животных из ладошек | ||
Заочное путешествие “Растения родного края” | ||
Коллективная работа Панно “Озеро с кувшинками” | ||
Оформление стенгазеты “Роль растений в жизни животных” | ||
Развлекательно-познавательная программа “Дары родного края” | ||
Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов. Выпуск стенгазеты “В гостях у зимы” | ||
Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…” | ||
Изготовление снежинок из бумаги, бисера, пластиковых бутылок” | ||
Развлекательная программа “Нужна ли ёлка дома…” | ||
Презентация “Зимующие птицы” | ||
Мастер-класс по изготовлению кормушек “Покорми птиц зимой!” | ||
Экологическая викторина “Птицы – наши друзья” | ||
Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы “Птички-невелички” | ||
Заочное путешествие “ В зимний мир диких животных” | ||
Коллективная работа из солёного теста “Звери в зимнем лесу” | ||
Утренник “Прощание с зимней сказкой” | ||
Презентация “Весна, весна на улице…” Выпуск стенгазеты “Приметы весны” | ||
Заочное путешествие в страну комнатных растений Выставка рисунков “Красота комнатных растений” | ||
Мастер-класс “Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями” | ||
Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы” | ||
Презентация “Встреча пернатых гостей” | ||
Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников” | ||
Экологическая викторина “Птицы нашего двора” | ||
Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора) | ||
Коллективная работа “Весенние цветы в вазе” | ||
Утренник “Весенняя сказка” Подведение итогов за год |
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.
2 раздел “Красота осенней природы”
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.
3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.
4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”
Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.
5 раздел “Птицы – наши друзья”
На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
6 раздел “Оранжерея на окне”.
Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 раздел “ Весенняя сказка”
Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.
Учебно-тематический план
Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения) 34 часа.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Введение в экологию | 1 | 1 | |
2 | Огородная поляна | 5 | 2 | 3 |
3 | В царстве Берендея | 7 | 4 | 3 |
4 | Удивительное в мире животных зимой | 9 | 3 | 6 |
5 | Живительная водица | 4 | 2 | 2 |
6 | Мир насекомых | 7 | 3 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 15 | 19 |
Тематическое планирование
№ | Название мероприятий | Дата |
1 | Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”? | |
2 | Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария и заготовка семян для кормления птиц | |
3 | Коллективная работа “ Тайна осенней поляны” | |
4 | Устный журнал “Польза огородных
растений для человека” Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке” |
|
5 | Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы” | |
6 | Заочная экскурсия “По тропинке в лес
пойдём” Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев. |
|
7 | Садовые деревья и их связь с насекомыми,
птицами, зверями и другими растениями. Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?” |
|
8 | Коллективная работа “Сказочный лес” | |
9 | Презентация “ Диковины грибного царства” | |
10 | Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко” | |
11 | Стенгазета “ Юный эколог” | |
12 | Праздник “Краски и звуки осени” | |
13 | Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?” | |
14 | Сезонные изменения у растений и
животных Конкурс рисунков “Зимние узоры животных” |
|
15 | Беседа “ Берегите лесную красавицу” Изготовление ёлочек из природного материала |
|
16 | Устный журнал “Домашние животные и
птицы зимой, польза их для человека” Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные” |
|
17 | Презентация “Собака– друг человека” Фотовыставка “ Наши любимцы” |
|
18 | Заочная экскурсия “Дикие животные зимой” | |
19 | Изготовление аппликации из кругов диких животных | |
20 | Дидактическая игра “В мире животных” | |
21 | Выпуск стенгазеты “ Юный эколог” | |
22 | Праздник “Царство снежной королевы” | |
23 | Презентация “Вода вокруг нас.
Путешествие с капелькой воды” Конкурс рисунков “Наша река” |
|
24 | Устный журнал “Жизнь пресного
водоёма” Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки” |
|
25 | Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды” | |
26 | Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды | |
27 | Презентация “Насекомые весной” | |
28 | Экологическая игра “ Пёстрый мир
насекомых” Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки” |
|
29 | Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана” | |
30 | Устный журнал “Незваные гости нашего сада” | |
31 | Коллективная работа “Эти удивительные насекомые” | |
32 | Изготовление “Запрещающих знаков природы” | |
33 | Выпуск весеннего номера “Юный эколог” | |
34 | Итоговая праздничная программа “ Друзья природы” |
1 раздел "Введение в экологию"
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2 раздел “Огородная поляна”
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.
3 раздел “В царство Берендея”
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
5 раздел “Живительная водица”
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.
6 раздел “Насекомые”
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий : экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения , которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Информационные ресурсы для педагога и учащихся:
- Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
- Никифорова Н.А.Романова О.Е. “Азбука юного астраханца или с алфавитом по родному краю” – М. “Планета”, 2011 г.
- Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
- Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
- Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
- Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
- Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
- Рыжова Н.А "Наш дом – природа”.
- Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
- "Все обо всем.” – М.1998 г.
- "Я познаю мир” – М. 1995 г.
Номинация 1. «Лучшая программа экологического воспитания школьников»
Муниципальное образование Динской район
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
«Экология и мы »
(наименование объединения)
«Экология и мы»
2 года _
(вид программы)
(возраст обучающихся)
Блаженко
Светлана Александровна
(Ф. И.О. педагога составителя)
ст. Динская, 2010 год
I . Пояснительная записка
Данная программа является программой эколого – биологической
направленности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами этой направленности состоят в том, что программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы.
Актуальность программы «Экология и мы» обусловлена тем, что в последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
· ученики искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение без включения учащихся в активный процесс познания природы с каждым годом снижает интерес к учёбе;
· учитель ориентирован на то, чтобы передать ученику определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить. Изначально требуемое взаимодействие школьника и преподавателя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира;
· возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.
Бесспорная актуальность данного курса заключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности.
Педагогическая целесообразность программы «Экология и мы» состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у школьников активной жизненной позиции, воспитания любви к природе Кубани, организует содержательный досуг. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы , школьники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе . Каждый структурный компонент программы отвечает своему назначению, логически последовательно и конкретно раскрывает идею и взгляд автора на современное внешкольное экологическое образование детей.
Цель программы: формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно – этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека; создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности детей, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.
Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- изучить общие закономерности функционирования экосистем различного уровня и факторы их устойчивости (для организма человека – факторов здоровья); расширять знания в области биологии, кубановедения, географии, валеологии и их применение в повседневной жизни; формировать у учащихся навыки участия в экологически ориентированной деятельности, а также компетенции, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения экологической, социальной и информационной безопасности , самореализации в современном обществе, умения использовать приобретенные знания как основу для собственных творческих изысканий; способствовать профессиональной ориентации воспитанников на выбор специальностей, связанных с охраной окружающей среды и биологией.
Развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), реализации потребности ребят в содержательном и развивающем досуге; развивать творческое воображение, познавательные возможности школьников, а также коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности; формировать у подростков навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы, способность ценить красоту природы Кубани и России, способность к самообразованию; повышать общий интеллектуальный уровень подростков.
Воспитательные:
- способствовать формированию у школьников чувства гражданственности и ответственности за свои поступки, экологического восприятия и сознания общественной активности; прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру, навыки культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде; воспитывать чувство патриотизма, потребность в общении с природой, формировать умение работать в команде, быть частью коллектива.
Отличительные особенности программы «Экология и мы».
Данная программа является авторской, основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение проблем экологии Краснодарского края и Динского района. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т. к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно. Программа составлена с учётом социоприродного окружения образовательного учреждения. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого человека в решение экологических проблем Краснодарского края и Динского района.
Отдельные разделы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного цикла (биология, география, физика, химия), так и гуманитарного цикла (обществознание).
Включенный в программу «Экология и мы» теоретический и практический материал можно использовать для проведения научно-исследовательских работ , а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты своей станицы и Динского района.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Данная программа рассчитана на учащихся 12-14 лет. Отдельные разделы программы программа могут быть использованы для учащихся старших классов.
Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
природе Кубани и Динского района;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
6) приобретение навыков использования полевого оборудования и измерительных приборов;
7) сформированность умения правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности .
Результаты второго года обучения:
Личностные :
1) сформированность навыков культуры взаимодействия в окружающей природно-социальной среде;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
4) развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
5) сформированность внутренних мотивов познавательной деятельности.
Метапредметные
1) сформированность навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата;
2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (сравнение, классификация и др.,);
4) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации в соответствии познавательными задачами кружка;
7) развитие навыков практической деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
Предметные :
1) сформированность системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития в результате деятельности человека;
2) сформированность представлений о значении экологии в решении современных локальных региональных экологических проблем, в том числе в предотвращении экологических катастроф на Кубани;
3) овладение умениями проводить эксперименты и оценивать полученные результаты, а также сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективной картиной природы Краснодарского края, Динского района;
4) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды на Кубани под влиянием антропогенного фактора;
5) развитие умений создавать экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения. .
Формы и методы подведения итогов реализации образовательной программы:
- педагогическое наблюдение; тестирование; защита проектов; анкетирование обучающихся; организация фестивалей, выставок работ, соревнований, учебно – исследовательские конференций, фотовыставок; публикации материалов на школьном сайте, в школьной газете и районной газету «Трибуна»; выпуск листовок, стенгазет.
II . Учебно - тематический план
Раздел программы | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) | ||
1 год обучения |
||||
Экология и современное общество. Истинные ценности на Земле – Вода. Воздух. Почва. | ||||
Растительный и животный мир Кубани 2.1. Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани. 2.2. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды Динского района. 2.3. Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. | ||||
Экология Кубани 3.1.Экологические проблемы малой Родины и пути их решения. 3.2. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду в станице Динской. 3.3 Особенности Кубани как индустриально – аграрного края. | ||||
Экологический практикум 4.1. Экосистемы 4.2 Органолептические методы исследования. | ||||
2 год обучения |
||||
Экологический практикум 4.3.Жизнестойкость организмов. 4.4. Состав воздуха. 4.5. Нитраты. | ||||
Экология и здоровье человека 5.1. Экологические основы здорового поведения человека. 5.2. Влияние экологии на здоровье человека. | ||||
Охрана природы 6.1. Антропогенное воздействие и его формы. 6.2. Экологические последствия антропогенного воздействия. 6.3. Природопользование и методы его управления. 6.4. Экологическая опасность и безопасность. | ||||
III . Содержание программы «Экология и мы»
Раздел 1: Экология и современное общество.
Теория:
Истинные ценности на Земле – Вода. Воздух. Почва. Актуальность экологической проблематики в контексте общественного развития. Экология и черты цивилизации будущего. Задачи экологии в сфере общественного развития. Экология в решении гуманистических задач. Общественное и индивидуальное сознание. Понятие экологической ответственности, экологической этики. Экологическое образование и его основные функции. Экологическое просвещение и воспитание. Экологическая культура как цель и результат экологического образования.
Практика:
Фотогалерея «Вода», конференция «Современное общество и культура в решении экологических проблем», творческие проекты «История экологического образования в России: от юных натуралистов к юным экологам», исследовательский проект «Вода, которую мы пьем», «Экологическое состояние реки Кочеты», исследовательская работа «Кресс – салат как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха», Очистка от мусора прибрежную зону реки «Кочеты», акция «Чистые берега»
Раздел 2: «Растительный и животный мир Кубани»
Теория:
Разнообразие представителей царств растений, грибов, животных в Динском районе. Представители растительного мира станицы Динской, их биологические особенности и значение. Экологические взаимосвязи живых организмов. Состав, структура, характеристика сообществ и экосистем. Различные формы взаимосвязей живых организмов в сообществе. Понятия: экосистема, пищевая цепь, пищевые связи, конкуренция, хищничество. Понятия: биоиндикация, устойчивость к факторам среды, экологические факторы. Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. Красная книга; животные и растения, внесённые в Красную книгу Краснодарского края.
Практика:
Оформление альбома «По страницам Красной книги», конкурс рисунков «Мир вокруг нас», Экскурсия «Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани и станицы Динской», лабораторная «Понятия: систематика, таксоны», исследовательская работа учащихся «Биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды Динского района» экскурсия в краеведческий музей «Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края», ролевая, деловая игра «Устойчивость экосистем, сообществ (определение и значение в сохранении природы Кубани)», занятие – путешествие, семинар «Биологическое разнообразие растений и животных – основа устойчивого развития Кубани», конференция «Мир растений и животных Кубани»
Раздел 3: «Экология Кубани»
Теория:
Биологическая наука на Кубани. Направления экологической науки, достижения учёных. Состояние науки на современном этапе. Экологические проблемы малой Родины и пути их решения. Характеристика экологических проблем, их взаимосвязь, причины и пути решения. Отличие агроэкосистем от природных.
Практика:
экскурсия в НИИ или питомник; встреча с учёными – агрономами; проектно – исследовательская деятельность учащихся «Экологические проблемы малой Родины и пути их решения», презентации учащихся «Особенности Кубани как индустриально – аграрного края. Устный журнал «Влияние антропогенного фактора на окружающую среду в станице Динской», фотовыставка «Разнообразие агроэкосистем Кубани», экоаудит, деловая игра «Моделирование опасных экологических ситуаций антропогенного характера».
Теория:
Экосистемы. Жизнестойкость организмов. Борьба за существование. Органолептические методы.
Практика:
Наблюдение за состоянием экосистемы сенного настоя.
Исследование жизнестойкости организмов (на примере дрожжевого грибка). Исследование межвидовой борьбы за существование (на примере различных видов плесеней). Определение запаха воды. Определение мутности и прозрачности воды. Определение цветности воды. Определение вкуса воды.
Раздел 4: «Экологический практикум»
Теория:
Влияние синтетических моющих средств на зелёные водные растения и простейших животных. Кислотность почвы. Засоленность почвы. Польза и вред полиэтилена. Состав воздуха. Нитраты.
Практика:
Определение кислотности воды по значениям водородного показателя (рН). Исследование влияния синтетических моющих средств (СМС) на зелёные водные растения). Приготовление почвенной вытяжки. Определение водородного показателя рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку. Исследование пользы и вреда полиэтилена. Исследование изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение углекислого газа школьного помещения экспресс – методом. Исследование запыленности пришкольной территории.
Определение наличия в воздухе микроорганизмов. Определение качества тепловой обработки мясных и рыбных продуктов. Определение свежести рыбы. Определение содержания нитратов в овощах, фруктах и зелени.
Раздел 5: Экология и здоровье человека
Теория:
Экологические основы здорового поведения человека. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Влияние экологии на здоровье человека. Загрязнение окружающей среды и связанные с этим болезни.
Физический источник загрязнения организма человека. Химико-биологические загрязнители пищи. Среда выживания. Экология и продолжительность жизни человека. Экологические основы пищевого поведения человека.
Практика:
Проект уголка по антинаркотической работе, исследовательская работа «Пищевые добавки», Исследовательская работа «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная», исследовательская работа «Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской», исследовательская работа «Моё поколение выбирает здоровье», исследовательская работа «Молоко в рационе питания школьников», исследовательская работа «Влияние энергетических напитков на организм подростков», исследовательская работа «Влияние наушников на слух подростка», создание бюллетеней «Кто курит, тот жизнь свою губит»
Раздел 6: Охрана природы
Теория:
Антропогенное воздействие и его формы. Прямое и косвенное антропогенное воздействие. Природные и техногенные катастрофы. Загрязнение разных сред. Экологические последствия антропогенного воздействия. Организационно – правовые аспекты природоохранной деятельности. Понятие управления природопользованием . Понятие менеджмента и маркетинга. Экологическое законодательство. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Нормирование качества окружающей среды. Природопользование и методы его управления. Экономические и рыночные методы управления . Методы экологической реабилитации. Переработка твёрдых бытовых отходов, промышленных отходов. Технология переработки и захоронения радиоактивных отходов. Концепция экологической безопасности . Экологическая опасность и безопасность. Система экологической безопасности. Политика экологической безопасности и её правовое регулирование.
Практика:
Фотовыставка «Антропогенное воздействие на окружающую среду», творческие работы об экологической ситуации в крае, практическая работа «Экологическое картографирование», исследовательская работа «Разработка экологического мониторинга по асимметрии листьев лещины обыкновенной», исследовательская работа «Влияние бытового мусора на экологию станицы», Проект «Благоустройство школьного двора», исследовательская работа «Бездомные животные – как элемент экологической среды Динского района»
IV . Методическое обеспечение программы
Основные принципы, положенные в основу занятий кружка:
– принцип доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для их развития;
– принцип демократичности, предполагает сотрудничество педагога и учащихся на демократических началах;
– научности, предполагает отбор материала из научных источников проверенных практикой.
Работа с воспитанниками построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе занятий учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Краснодарского края, причинами нарушений экологического равновесия.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-1.jpg" alt=">Продвижение Экологических проектов ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-2.jpg" alt="> Экологический маркетинг Пределы роста Устойчивое развитие "> Экологический маркетинг Пределы роста Устойчивое развитие Связь материальная Связь психологическая Связь духовная
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-3.jpg" alt=">Важность Экологии Сегодня ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-4.jpg" alt=">Исследование, анализ ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-5.jpg" alt="> Нацеленность Нацеленность на активную часть население: ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-6.jpg" alt="> Проект Lif. Eko. ru Жизнь – Экология. . ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-7.jpg" alt="> Что такое Жизнь – Экология. . Жизнь - это Экология. ."> Что такое Жизнь – Экология. . Жизнь - это Экология. . Экология, как Гармоничное Взаимоотношение, Взаимодействие с Собой и с Окружающим Миром.
Pdf-img/172394332_324917534.pdf-8.jpg" alt="> Зачем нужен проект Lif. Eko "> Зачем нужен проект Lif. Eko "Жизнь - Экология. . " открывает для вас массу дверей, где вы сможете познакомиться с любым мастером своего дела по своей потребности и желанию, познакомиться с единомышленниками, найти любой товар или услугу, касающийся пометки ЭКО.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-9.jpg" alt="> Как организован проект Мы собираем наиболее интересные инструменты для привлечения"> Как организован проект Мы собираем наиболее интересные инструменты для привлечения и развития, как потенциальных и нынешних участников, так и организаторов различных течений (группы, клубы, творческие кружки и т. д.)
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-10.jpg" alt="> Комплексность Творчество (кружки, клубы, мероприятия) Коммерция (услуги и их"> Комплексность Творчество (кружки, клубы, мероприятия) Коммерция (услуги и их реализация) Благодеятельность (волонтёрство)
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-11.jpg" alt="> Онлайн продвижение Поисковые системы: Социальные сети: "> Онлайн продвижение Поисковые системы: Социальные сети: Базы подписчиков: - е-mail рассылки; Видеоконтент:
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-13.jpg" alt="> Для клубов и движений Самые современные инструменты для продвижения. ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-14.jpg" alt="> Сотрудничество Портал Жизнь – Экология это некоммерческая движение, соответственно в ход"> Сотрудничество Портал Жизнь – Экология это некоммерческая движение, соответственно в ход в него и размещение своей информации в Дар.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-15.jpg" alt="> Перспектива Перспектива развития проекта Lif. Eko. ru Проект «Жизнь –"> Перспектива Перспектива развития проекта Lif. Eko. ru Проект «Жизнь – Экология. . » намерена не останавливаться на одном городе Сыктывкар и готова идти дальше, сначала по городам и населённым пунктам Республики Коми, а в дальнейшем по всему русскоязычному пространству.
Pdf-img/172394332_324917534.pdf-16.jpg" alt="> Благодарность и критика Коллектив "> Благодарность и критика Коллектив "Жизнь - Экология. . " примет любую вашу критику, благодарность по поводу организации ведения сайта и общего дела.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-17.jpg" alt="> Мир возможностей Мир безграничных возможностей и мы в "> Мир возможностей Мир безграничных возможностей и мы в этом живём.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-18.jpg" alt="> Ограничивающие убеждения Задумайтесь, есть ли у вас ограничения? Вероятно, что есть,"> Ограничивающие убеждения Задумайтесь, есть ли у вас ограничения? Вероятно, что есть, т. к. освобождаясь от одних ограничивающих факторов, наш путь перемещает нас в другие события, где уже новые условия, новые формы взаимоотношение, новые потенциалы и перспективы.
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-19.jpg" alt=">Способность видеть, слышать, говорить. . ">
Src="https://present5.com/presentation/1/172394332_324917534.pdf-img/172394332_324917534.pdf-20.jpg" alt="> Твори себя сам совместно. Портал Lifeko. ru не сможет за"> Твори себя сам совместно. Портал Lifeko. ru не сможет за вас кем то стать, но вполне, сможет создать условия для исполнения ваших желаний, что устремлены к Счастью и Свободе.
Представление об экологическом сознании в гуманитарных дисциплинах. Механизмы формирования экологического сознания через популяцию экотуризма. Разработка проекта продвижения экологического туризма. Организация путешествий в места с нетронутой природой.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность экологического туризма, его критерии, принципы, классификация. Виды экологического туризма. Объекты экотуризма: национальные парки, заповедники и резервации. Анализ основных тенденций развития экологического туризма в странах дальнего зарубежья.
курсовая работа , добавлен 29.02.2016
Определение понятия экотуризма, его виды, классификация. Основные факторы, влияющие на развитие экологического туризма в Самарской области. Практические рекомендации ООО "Далас – тур" по развитию экотуризма в г. Тольятти. Тур "Жемчужина Жигулей".
курсовая работа , добавлен 21.10.2010
Понятие и основные подходы к определению экотуризма. Назначение, сущность и категории особо охраняемых природных территорий. Возможности создания экологических гостиничных комплексов в Хабаровском крае, их роль в развитии экологического туризма в регионе.
дипломная работа , добавлен 20.03.2012
Понятие экологического туризма. Перспективы и пути развития экологического туризма в Алтайском крае. Особо охраняемые территории. Развитие туризма в России. Ресурсы экологического туризма, анализ рынка и предложений экотуризма в Алтайском крае.
курсовая работа , добавлен 20.12.2008
Экотуризм как перспективный вид туризма. Прямое и косвенное воздействие туризма на природные комплексы. Проблемы развития экологического туризма в России, комплекс мероприятий для их решения. Влияние экотуризма на экономическое развитие регионов.
реферат , добавлен 20.02.2012
Исследование предпосылок зарождения и истории развития экотуризма. Анализ возможностей управления воздействием туризма на природные туристские ресурсы и выгод от экологического туризма. Туры истории природы. Научный, приключенческий и спортивный туризм.
реферат , добавлен 14.01.2015
Особенности экологического туризма, его формы. Влияние экотуризма на природу. Особо охраняемые территории. Туристский и историко-культурный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа. Перспективы и пути развития экологического туризма в Югре.
курсовая работа , добавлен 14.03.2014